На главную
Знакомство с Ens Lumens
Новости питомника Ens Lumens
Собаки питомника Ens Lumens
Фотоальбом питомника Ens Lumens
Щенки питомника Ens Lumens
Как выбрать щенка
Щенок у вас дома
Кормление лабрадора
Советы Айболита
Интересное о лабрадорах
Истории о питомнике Ens Lumens
Всегда в нашей памяти
Контакты

Некоторые особенности поведения
и обучения собак породы Лабрадор-ретривер

Слижиков Константин Константинович,
инструктор служебного собаководства, судья-эксперт

Ретривер – умное животное, с высоким интеллектом. В этой особенности есть свои плюсы и минусы. К бесспорным плюсам можно отнести совершенно уникальную способность ретривера к обучению в тех случаях, когда оно (обучение) ведется правильно. К примеру, 3-х месячные щенки, которые занимались у меня, успешно решали учебные задачи такой сложности, которая собакам других пород доступна месяцев в 6-7. Поэтому со щенком, только что взятым в дом, уже можно (и необходимо) проводить легкие и неутомительные занятия, вырабатывая у нового члена Вашей семьи желательные Вам привычки и умения. Именно в это время я рекомендую проводить 1-е в жизни щенка занятие, которое все «расставит по местам» и облегчит процесс взаимной адаптации щенка и Вас друг к другу. Общепринятая теория, что ретривера, дескать, ничему учить не надо, когда повзрослеет, начнет слушаться сам, – тяжелая ошибка. И многие владельцы ретриверов испытали это на себе. Ко мне систематически обращаются за помощью, когда что-то уже случилось. Лабрадор отравился на помойке, попал под машину, был искусан чужой собакой, получил пинок ногой от злого человека – вот далеко не полный перечень неприятностей, ожидающих человека, который с благодушием ждет, когда лабрадор начнет слушаться сам по себе. Да. Начнет годам к 4-и-5-ти, если доживет, конечно. Город подвергает опасностям собаку ежедневно, - и маленького щенка, и взрослого пса. Поэтому не стоит ждать, пока случится неприятность, чтобы начать занятия с собакой – начните сразу, и тогда беды не случится.

К «подводным камням» общения с умным животным можно отнести «чувствительность» ретривер к ошибкам воспитания. Там, где другой не заметит Вашей оплошности, ретривер почти наверняка «зажмется», уйдет в себя, что всегда усложняет процесс обучения. Следует иметь в виду, что общий уровень подготовки большинства людей, называющих себя кинологами, достаточно слабый. Воспитывают и дрессируют собак все, кому не лень, вне зависимости от пола, возраста, знаний, способностей, обучения. Мне часто приходится исправлять то, что наработали такие «специалисты». Это сложная, а иногда и невыполнимая задача. Поэтому, если Вы решаете пригласить на помощь специалиста, то хотя бы спрашивайте у него какой-нибудь диплом. Беспечность, с которой владельцы отдают своего любимого ретривера в руки совершенно незнакомым «вовам», «генам» и «таням», просто поражает! Ретривер тяжело переносит неумелое обращение, поэтому будьте осторожны в выборе помощников. Еще более серьезный «сюрприз» ждет владельца ретривера, если в процессе обучения он допустит ошибки, втягивающие собаку в интеллектуальное соревнование. Ретриверы, особенно самки, обожают посоревноваться с хозяином «кто умнее!», и, зачастую, своими действиями просто загоняют воспитателя в тупик.

Определенные неудобства при воспитании ретривера возникают из основной особенности его поведение – дружелюбия. Щенки повышенно активны по отношению к посторонним людям, детям и собакам. Присущая любой собаке ознакомительная реакция выражена у ретривера особенно сильно.

Распространяемые мнение, что ретриверы, как охотничьи собаки, врожденные и неисправимые пожиратели помоев, является полным абсурдом. Пищевая реакция присуща собакам всех без исключения пород, поэтому все собаки едят с земли. Просто необходимо отучить собаку подбирать пищу на улице раз и навсегда. Для меня это обычная работа, один из обязательных элементов курса общего послушания, которую очень хорошо проводить на совсем маленьких щенках. Правильная методика и индивидуальный подход дают возможность очень быстро отучить щенка поднимать пищу с земли.

Некоторые сложности воспитания возникают и в том случае, если Вашему щенку высоко задан охотничий инстинкт. Собака сильно отвлекается на запахи городской живности, на вид ворон и уток, что несколько усложняет работу воспитателя. Конечно, если Вы – охотник, то ситуация развивается к обоюдному удовольствию, надо только умело ей воспользоваться.

В целом же, выдающиеся достоинства собак-ретриверов, прежде всего ум и желание обучаться, многократно превосходят мелкие недостатки (да и недостатки ли?) и делают процесс воспитания лабрадора и голдена легким, приятным, быстрым и веселым, доставляющим радость собаке и воспитателю.

Психологические тесты для щенков

Чтобы правильно воспитать, а затем выдрессировать щенка, дрессировщик должен знать его характер. Разумеется, каждый дрессировщик имеет свое, субъективное представление о нем. Но важно подтвердить или опровергнуть это представление с помощью объективных методов оценки.

Одним из методов получения объективной информации о характере щенков и их пригодности к дрессировке по различным службам (защитно-караульной, караульной, розыскной и т.д.) может стать тестирование, основные принципы которого разработаны американским кинологом и дрессировщиком Ц.Пфаффенбергером. Пфаффенбергер длительное время занимался дрессировкой собак -проводников слепых и тесты разработал для щенков, подготавливаемых к этой службе. Применять их механически к щенкам, дрессируемым по другим видам служб, невозможно. Для отбора щенков, предназначенных к другим видам служб, вышеуказанные тесты переработал западногерманский кинолог Ф. Ганз.

Щенки подвергаются тестированию в возрасте 8-10 недель. Результаты тестов выражаются в очках для сравнимости.

Тесты разделяются на 3 группы и определяют:
1. Отношение к незнакомому человеку.
2. Отношение к незнакомым звукам.
3. Отношение к незнакомым предметам.

1. Отношение к незнакомому человеку.
1-й тест (8 недель). Щенок помещается за ограду размером 1x1 м. Помощник приближается и останавливается на расстоянии 15 м от ограды, потом идет к щенку, разговаривает с ним обычным тоном и пытается его погладить. Дрессировщик в это время отсутствует.
2-й тест (9 недель). Через минуту после отхода дрессировщика 4 помощника подходят к щенку с четырех сторон одновременно, останавливаются на расстоянии 15 м и минуту выжидают, потом подходят к щенку и, ласково разговаривая с ним, пытаются сначала одновременно, затем поочередно его погладить.
3-й тест (10 недель). Щенок свободно бегает один. В подходящий момент помощник быстро подбегает к нему на расстояние около 2-3 м, приседает к щенку на минуту и затем поступает, как в первом и втором случаях.

Желательная реакция - дружелюбие, спокойное отношение щенка к людям, отсутствие признаков агрессивности, что часто бывает признаком страха.
Для сопоставимости результатов помощниками должны быть одни и те же лица, выполняющие все действия строго единообразно.

2. Отношение к незнакомым звукам.
Тесты на звуки проводятся в обстановке, знакомой щенкам. У щенков проверяется реакция соответственно на свист (свисток), выстрел (из стартового пистолета), сирену автомобиля.
Расстояние между щенком и источником звука - 5 м. Каждый звук повторяют через 1 час. Повторение требуется тогда, когда реакция неотчетлива. Желательно, чтобы щенки спокойно относились к звукам и настораживались в направлении их источников.
Хорошо, если щенок во второй раз реагирует на звук спокойнее, чем в первый.
Ясно, что для всех щенков должны использоваться одни и те же свистки, сирены и т.д.

1-й тест (8 недель). Свисток.
2-й тест (9 недель). Стартовый пистолет.
3-й тест (10 недель). Автомобильная сирена.

Дрессировщику-любителю следует ограничиться проверкой реакции на свист, второй и третий тесты могут применяться при выращивании щенков в питомниках и условиях жесткой отбраковки. Приучать щенка к резким звукам нужно постепенно.

З.Отношение к незнакомым предметам.
В этой группе тестов используют следующие предметы: флажок (кусок грубой ткани, укрепленный на пруте), маленькая цепочка (металлический ошейник), зонт, детский автомобиль длиной около 60 см.

1-й тест (8 недель). Флажком машут перед щенком.
2-й тест (9 недель). Цепочку несколько раз встряхивают перед щенком и неожиданно роняют на землю.
3-й тест (10 недель). Человек (владелец или другой хорошо знакомый человек) подзывает к себе щенка и, когда тот находится от него на расстоянии около 2 м, внезапно раскрывает зонт, направив его в сторону животного. Зонт раскрывают не над головой, а по направлению к земле. По окончании испытания щенка нужно подозвать и приласкать.
4-й тест (10 недель). Перед щенком несколько раз провозят туда-обратно детский автомобиль на длинном шнуре. Проводить тесты со щенками, ранее видевшими раскрываемый зонтик, а также детский автомобиль, и стоящий, и когда его везут, нельзя.

Все тесты проводятся в обстановке, знакомой щенку. Желательная реакция - интерес, лишенный страха. Равнодушное отношение также не будет недостатком. Перед тестированием не допускаются какие-либо игры, длительные, утомительные прогулки. Здесь важно, чтобы щенок был здоров и спокоен.

Реакции щенка оцениваются по 5-балльной шкале:
Высшую оценку ”1” получают щенки, не проявившие никакого страха и стремления убежать. По отношению к человеку не проявляют робости.
Оценку "2" получают щенки, проявившие кратковременный испуг. Остальные реакции как при оценке "1".
При оценке "3" щенки явно испуганы, успокаиваются через некоторое время, в дальнейшем избегают предметов и людей, вызвавших страх по отношению к человеку проявляют некоторую робость.
При оценке "4" страх выражен очень отчетливо, требуется время, чтобы он прошел, щенки избегают предметов и людей, которых испугались. По отношению к человеку ведут себя робко и заискивающе. При оценке "5" поведение щенка сходно с предыдущим, но страх проходит через длительное время и иногда не полностью.

Обобщая результаты многочисленных тестов Ф.Ганз сделал выводы:
а) щенки, которые выдержали один тест, в другом могут получить плохую оценку;
б) определенная часть щенков успешно выдерживает все тесты и наоборот;
в) реакции большинства щенков в однотипных ситуациях сходны;
г) однопометники в одинаковых условиях реагируют различно.

Эффективность применения тестов достаточно высока. До применения тестов их автор достигал желаемого уровня дрессировки только у 1 щенка из 10, отобранных им. При этом он принимал во внимание только характеры родителей щенков. Когда же Пфаффенбергер применил тесты, то результаты резко изменились. Из 10 отобранных в результате тестирования щенков 9 успешно осваивали курс дрессировки.

Предполагается, что тестирование может служить одним из методов селекции. Исходя из принципов этого метода, к племенному использованию должны допускаться только те собаки, которые ранее при тестированиии получали оценку не выше "2", а собаки, получившие плохие оценки, но сравнительно успешно выдрессированные опытным дрессировщиком, отбраковываются.

С другой стороны, результаты тестов могут с определенной степенью вероятности указать, сколько усилий нужно приложить при дрессировке той или иной собаки.

Переоценивать возможности тестирвания не стоит, но и принижать его достоинства тоже. Ценность метода заключается в более объективной оценке характера щенка по сравнению с другими методами, напрмер, оценкой поведения щенка в нестандартной ситуации или особенностями характера родителей.

Тесты покажут, как часто щенок общался с людьми в фазе запечатления (импритинга). Кстати, это может оказать определенное влияние на результат теста по отношению к человеку.

Методические указания владельцу собаки

Курс послушания

I. Общие положения

1. Данный материал ни в коем случае не является инструкцией по обучению. В нем только обозначены основные важнейшие моменты (факторы), которые следует в обязательном порядке учитывать, если Вы хотите быстро и качественно выработать у Вашей собаки способность выполнять Ваши приказы в любой, без исключений, обстановке с первого слова (в пределах проведенной наработки, естественно).

2. Следует знать, что процесс воспитания любой собаки вне зависимости от ее породы, возраста, размера должен происходить в точном соответствии с тем, как работает ее мозг, как она видит и воспринимает окружающую ее реальность и воспитателя (дрессировщика), как часть этой реальности.

3. Из всего многообразия факторов, которые необходимо учитывать в процессе обучения, важнейшие могут быть выделены (и разделены) на две группы:
- законы (принципы), которые являются фундаментом обучения. Их нарушение ведет к тому, что мозг собаки просто не в состоянии усвоить ту информацию, которую пытается довести до собаки воспитатель. В этом случае процесс воспитания становится тяжелым испытанием для Вас и Вашей собаки и заканчивается полным провалом;
- правила, которые необходимо соблюдать в общем случае. От них иногда, учитывая индивидуальные особенности учебного процесса (а каждая собака воспитывается сугубо индивидуально), возможны кратковременные (тактические) отступления.

4. Необходимо знать и учитывать тот факт, что современная собака, в отличие от своих диких сородичей, обладает способностью очень неплохо думать. Иначе говоря, самостоятельно устанавливать связь между различными событиями и явлениями, т.е. может проявлять мышление, аналогичное человеческому. Именно поэтому основной термин, определяющий учебный процесс, в тексте – «воспитание», а не «дрессировка», хотя, конечно, дрессировка – главнейшая составляющая учебного процесса, ведь все-таки мы обучаем животное, а не человека.

II. Терминология

1. Дрессировка – процесс выработки у собаки условных рефлексов.

2. Условный рефлекс – способность собаки совершать определенные действия в ответ на определенные условные раздражители (команды).

3. Обучение – формирование у собаки поведения, желательного хозяину.

4. Воспитание – процесс выработки послушания, т.е. способности собаки быстро, безотказно и в любых (в пределах наработки) условиях выполнять приказы воспитателя (дрессировщика), а в отсутствие прямых указаний в виде команд (свободное состояние) демонстрировать поведение, желательное хозяину (воспитателю, дрессировщику).

5. Команда – условный раздражитель, с помощью которого дрессировщик воздействует на мозг собаки.

6. Механическое воздействие – безусловный раздражитель, с помощью которого дрессировщик воздействует на скелетно-мышечную систему собаки, чем заставляет собаку произвести необходимое ему действие.

7. Поощрение – безусловный раздражитель, ускоряющий процесс образования.

III. Основные законы учебного процесса

- Основа учебного процесса – дрессировка.
- Важнейшая составляющая – принуждение. При отсутствии принуждения процесс дрессировки не происходит.
- Каждая команда должна сопровождаться принуждением.
- Дрессировщик не может быть для собаки приятелем, ровней. Он воспитатель, существо, стоящее надо собакой, всегда спокойный, последовательный, требовательный и справедливый, жесткий или мягкий в необходимой степени в каждый отдельный момент учебного процесса.
- Схема образования условного рефлекса: Команда –> Механическое воздействие –> Поощерение
Эти три фактора присутствуют всегда, никогда не меняются местами, и от точного подбора каждого их них (особенно – механического воздействия и поощрения), а также их сбалансированности, напрямую зависит успех или провал учебного мероприятия.
- Направление механического воздействия должно возможно более точно соответствовать тому действию, которое должна выполнить собака. Особенно важно направление механического воздействия в начале работы – оно подсказывает собаке, какое движение она должна совершить.
- Механическое воздействие, интенсивность его, должна плавно, но неуклонно увеличиваться по мере наработки условного рефлекса от минимальной (в начале работы) до максимальной (на стадии доводки).
- Механическое воздействие на любом этапе дрессировки должно очень четко дозироваться в зависимости от уровня решаемых учебных задач и индивидуальных особенностей данной собаки. Ослабленное механическое воздействие приводит к тому, что навык (условного рефлекс) не вырабатывается никогда. С другой стороны, механическое воздействие более сильное, чем необходимо, уже не воспринимается собакой, как принуждение к определенному действию, а просто вызывает у собаки испуг, отвращение к занятиям и недоверие к воспитателю. Зачастую, одной подобной ошибки достаточно для того, чтобы свести к нулю многодневную работу. Более того, в результате такой ошибки, в особенности, если объектом дрессировки является молодая собака, часто вообще «обрывается» контакт «хозяин-собака». Восстановить его очень тяжело, а иногда просто невозможно.
- Поощрение также должно очень четко дозироваться (как по интенсивности, так и по разновидности), если воспитатель хочет быстро получить высокие результаты своей работы (собака подчиняется безотказно, в любых условиях и с удовольствием). Ошибки в интенсивности и виде поощрения не приводят к таким тяжелым последствиям, как в случае с механическим воздействием, а просто делают процесс дрессировки «тягучим», скучным для собаки и воспитателя и часто – безрезультатным.
- Усложнение учебной задачи на небольшую, явно преодолимую для собаки величину, возможно только после наработки условного рефлекса на более низком уровне. С запасом. Это дает возможность пройти весь путь наработки условного рефлекса от минимального до максимального с приемлемым для собаки механическими воздействиями.
- Поощрение меняется, по интенсивности, от максимального (в начале работы) до нуля (по результатам доводки).
- Рабочий уровень условного рефлекса задает сам дрессировщик с учетом того, чтобы он перекрывал (по результатам наработки) все реально существующие внешние раздражители (люди, собаки, помойки, кошки, машины и т.п.).
- Желательное поведение собаки всегда должно поощряться, в особенности, если оно проявляется не в результате учебных мероприятий, а в результате того, что собака сама поняла, какое именно поведение Вы хотели бы видеть в той или иной обстановке и сознательно идет навстречу Вашим желаниям. Событие крайне редкое, поэтому не должно проходить неотмеченным.

IV. Основные правила учебного процесса.

- Собака не должна знать, когда и в какой форме она получит поощрение. Соответственно, она не должна видеть и чуять лакомство до того момента, пока оно не окажется у нее во рту.
- Подход к хозяину поощряется всегда, вне зависимости от поведения собаки до момента подхода.
- Механическое воздействие производится с помощью рывков и толчков различной интенсивности, а не путем натяжений и давлений.
- Время принятия решения в свободном положении у собак колеблется от долей секунды до нескольких секунд. Воспитатель должен уметь безошибочно использовать эту особенность для переключения собаки.
- Собака не должна знать, что она, зачастую, не слабей дрессировщика. Поэтому дрессировка «с позиции силы» является грубой ошибкой.
- Собака должна быть воспитана возможно быстро. Процесс воспитания конечен. Затяжка его зачастую приводит к тому, что уже собака ставит перед воспитателем учебные задачи. Все необходимые воспитателю условные рефлексы должны быть выработаны раньше, чем собака поймет, какими способами и методами их вырабатывают.
- Следует следить за своей осанкой и жестикуляцией и, конечно, за всеми звуками, которые Вы издаете в процессе дрессировки.
- Слово команды произносится сразу в интонации приказа – никогда не просьба и никогда не крик. Чем более тихим голосом отдан приказ, тем выше класс дрессировки.
- Дрессировки всегда ведут в учебных условиях, а в рабочих используют конечный «продукт» дрессировки – условный рефлекс. Попытка решить возникшую реальную проблему с помощью «слабой», на учебном уровне, команду, как правило, результатов не дает. А слабую наработку по применяемой команде делает еще слабее, а в ряде случаев сводит к нулю.
- Дрессировка – процесс непрерывный, быстрый и динамичный. Любые остановки крайне нежелательны и не только растягивают обучение по времени, но и зачастую отбрасывают собаку назад, к начальной точке.
- Собаку воспитывают «раз и навсегда», ничего не откладывают «на потом». Как показывает практика, этого «потом» не бывает.
- Для работы используют мягкий поводок длиной 1,5 м и мягкий ошейник. Использование на современных «мягких» собаках и, тем более, щенках строгих ошейников, электрошоков, хлыстов и прочих спецсредств в общем случае совершенно недопустимо. Если обучение начинают со строгого ошейника, то можно с уверенностью утверждать, что учебный процесс «с треском» провалится. Спецсредства могут быть применены очень опытным специалистом на отдельных собаках, на отдельных этапах дрессировки, очень кратковременно (в ряде случаев только после очень тщательной подготовки).
- Собака должна адекватно реагировать на поощрение. В том случае, если например, применено лакомство, то собака должна воспринимать его как поощрение именно в тех учебных условиях, в которых его использует воспитатель.
- Любое учебное мероприятие должно проводиться быстро, весело для собаки. Слишком долгие учебные «серии» резко снижают интерес собаки к занятиям.
- Курс послушания не должен прерываться. Раз будучи начат, он должен быть доведен до конца (все условные рефлексы – на рабочем уровне с небольшим запасом). Любые перерывы отбрасывают собаку назад, а «недоработанная собака» возвращается в исходное состояние (полная необученность), как правило, за несколько дней (недель).

V. Заключение

Мало кто из владельцев собак представляет себе, какое удовольствие доставляет общение с хорошо воспитанной и дрессированной собакой. Чем выше класс дрессировки, тем более свободно и уверенно чувствует себя в любой обстановке ее владелец. Такая собака получает максимально возможную в условиях города свободу, так как у нее сформировано желательное хозяину поведение; она не собирает помои, не подходит к посторонним людям, не носится к любой встречной собаке, не гоняет за лыжниками, велосипедами и автомобилями сама по себе, и плюс к этому владелец может отдать любую «стопорную» команду и остановить ее, либо получить немедленный подход и фиксацию около себя. Плохо же обученная собака напротив является для ее владельца постоянным источником неприятностей, напряжений и стрессов. Поэтому во время занятий не следует жалеть свои силы и время. Период работы короток (2-2,5 месяца) и за это время Вы обеспечиваете себе комфортное общение с собакой на протяжении 10-12 лет. Правильно построенный учебный процесс легок и приятен и для собаки и для ее владельца, временные затраты невелики (30~40 минут во время прогулки). Следует также знать, что курс послушания проводят один раз в жизни собаки и проводят его так, что собака слушается до конца своих дней.

Данные методические указания являются основой курса послушания, который я провожу с собаками на протяжении 2-х десятков лет. С учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной собаки, этот курс дает блестящие результаты по собакам любой породы и, практически, любого возраста (3 мес. – 4 года). Также данные соображения необходимо учитывать при такой тонкой и сложной работе, как исправление поведения собаки, в особенности, взрослой.

Изложенный выше материал обобщает некоторые результаты многолетней успешной практики. Обращаясь к нему в процессе обучения Вашей собаки, Вы обеспечите легкое и приятное протекание учебного процесса и прочные знания своей собаке на всю жизнь.

Слижиков Константин Константинович

Щенки лабрадора ретривера для выставок, охоты, дома, племенные кобели для вязок,
выставки, помощь в выращивании, консультации.

E-MAIL: labradorlumens@mail.ru
mob. 8-905-739-97-21,
8-926-552-75-54

© 1998 by Ens Lumens. All rights reserved. Please do not use any image without written permission.